Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Малый бизнес Москвы» ГБУ города Москвы «МБМ»
Подпрограмма «Москва - город для бизнеса и инноваций»

Подпрограмма «Москва - город для бизнеса и инноваций»

Город Москва сохраняет лидирующие позиции среди всех регионов Российской Федерации по динамике численности индивидуальных предпринимателей.

К 1 января 2016 г. количество действующих организаций малого и среднего предпринимательства в городе Москве, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, составило 332,8 тысячи единиц (без учета индивидуальных предпринимателей), что на 2,4% больше, чем на начало 2015 года.

Результаты анализа инновационного сектора экономики города Москвы также свидетельствуют о позитивной динамике его развития.

На начало 2017 года в городе Москве расположено более 1000 организаций, относящихся к инновационной инфраструктуре города, в том числе: технопарки, частные и государственные бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры, центры коллективного пользования научным и технологическим оборудованием, центры прототипирования и центры молодежного инновационного творчества.

В границах территории города Москвы расположено 208 промышленных зон общей площадью 7,8 тысячи га, что составляет примерно 17% площади города Москвы (без учета территорий, присоединенных в соответствии с Соглашением от 29 ноября 2011 г. "Об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью", утвержденным постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью"). На территориях промышленных зон расположены объекты промышленности и науки (научно-производственные, научно-исследовательские институты, опытные производства, конструкторские бюро), а также непромышленные объекты, в том числе объекты энергетической, коммунальной и транспортной инфраструктуры.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Москве, на территории города Москвы производственную деятельность осуществляют более 600 крупных и средних организаций промышленности (обрабатывающее производство).

Среднемесячная заработная плата работников предприятий обрабатывающих производств в 2016 году в сравнении с 2011 годом увеличилась на 90%: с 34,8 тыс. рублей до 66,1 тыс. рублей (январь - ноябрь 2016 года), достигнув 96% средней заработной платы по городу Москве (68,7 тыс. рублей) (в 2011 году этот показатель составлял 78% от средней заработной платы).

Объем налоговых поступлений в бюджет города Москвы по обрабатывающим производствам по итогам 2015 года составил 102,1 млрд. рублей, на 31,3 млрд. рублей превысив аналогичную цифру 2011 года. По итогам 2016 года доля налоговых поступлений по обрабатывающей промышленности составила 7% от общего объема налоговых поступлений (в 2011 году этот показатель составлял 6%).

Город Москва остается крупнейшим научным центром Российской Федерации. Доля персонала, занятого исследованиями и разработками в городе Москве, составляет 32,4% от общего числа занятых в данной сфере в целом по России.

Таким образом, статистические показатели, характеризующие уровень развития предпринимательской, промышленной, инновационной деятельности в городе Москве, находятся на высоком уровне.

В рамках выполнения Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года Правительством Российской Федерации утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, в том числе целевая модель "Поддержка малого и среднего предпринимательства".

С учетом принятых на федеральном уровне направлений по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Москве по сравнению с 2010 годом предполагается увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения до 32,7 единицы в 2019 году, а также увеличение коэффициента "рождаемости" субъектов малого и среднего предпринимательства до 25,3%.

Проводимая в городе экономическая политика будет способствовать увеличению доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения до 24,2%, в том числе за счет обеспечения прироста высокопроизводительных рабочих мест на малых и средних предприятиях (накопленным итогом) до 150 тыс. в 2019 году.

Кроме того, к 2019 году планируется увеличить долю обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) до 8,0% и обеспечить долю кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в размере 10,2% от общего кредитного портфеля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, повысить по отношению к показателю 2014 года уровень оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах до 190% и уровень оборота в расчете на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах до 202%.

 

Целью подпрограммы является увеличение конкурентоспособности экономики города Москвы и рост благосостояния населения, в том числе за счет стимулирования комплексного развития промышленных зон как центров притяжения высокотехнологичных компаний и высокооплачиваемых специалистов, создания благоприятных условий для развития предпринимательской, научной, инновационной и инжиниринговой деятельности, обеспечения условий самозанятости населения.

Для достижения поставленной цели в рамках реализации подпрограммы "Москва - город для бизнеса и инноваций" решаются следующие задачи:

- создание условий для развития высокотехнологичных компаний и повышения стоимости интеллектуального труда;

- стимулирование спроса на высококвалифицированных специалистов в отраслях, имеющих приоритетное значение для города;

- выявление территориальных резервов в промышленных зонах города;

- разработка предложений по комплексному и устойчивому развитию производственных территорий и промышленных зон города Москвы;

- облегчение доступа к финансовым ресурсам для субъектов малого и среднего предпринимательства, промышленных предприятий, научных, инновационных и инжиниринговых организаций, осуществляющих приоритетные виды деятельности;

- поддержка экспортоориентированных компаний, использующих в своем производстве национальную компонентную базу;

- стимулирование развития предпринимательской, инновационной, научной и инжиниринговой деятельности посредством оказания организационной, методической и консультационной поддержки, а также создания инфраструктуры поддержки технологического предпринимательства (центров инжиниринга, центров сертификации, стандартизации и испытаний, центров прототипирования, центров коллективного пользования, центров поддержки экспортоориентированных компаний);

- профессиональная навигация молодежи и организация системы дополнительного профессионального образования для субъектов малого и среднего предпринимательства, промышленных предприятий и инновационных организаций;

- реализация специализированных проектов, направленных на развитие предпринимательской, промышленной, научной и инновационной деятельности, развитие детского и молодежного научно-технического творчества, в том числе на базе технопарков;

- развитие конгрессно-выставочной деятельности в городе Москве;

- совершенствование государственного регулирования предпринимательской, промышленной и инновационной деятельности;

- стимулирование предприятий малого, среднего и крупного бизнеса в сфере обрабатывающих производств, управляющих компаний специализированных территорий развития к созданию и модернизации промышленной инфраструктуры.

Создание условий для развития высокотехнологичных компаний, повышения стоимости интеллектуального труда и стимулирование спроса на высококвалифицированных специалистов в отраслях, имеющих приоритетное значение для города, предусматривает формирование и развитие городской системы поддержки для высокотехнологичных компаний с потенциалом быстрого роста, создание системы, обеспечивающей поиск, оценку и активное внедрение инновационных решений и технологий в городское хозяйство, стимулирование создания и развития деятельности инновационных территориальных кластеров в перспективных технологических секторах, в том числе посредством разработки и реализации комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров - перечней мероприятий с обоснованием экономической целесообразности объема и сроков их реализации, в том числе действий по осуществлению инвестиций, а также проектов по созданию новых либо модернизации существующих производств на предприятиях различных организационно-правовых форм на территориях города Москвы, на которых расположены инновационные территориальные кластеры.

Решение задачи по выявлению территориальных резервов в промышленных зонах города включает в себя инвентаризацию производственных территорий и промышленных зон.

Необходимость реновации промышленных зон обусловлена неэффективностью их использования в условиях сложившейся плотной застройки, что создает препятствия для дальнейшего развития промышленности на территории города Москвы.

Анализ существующего положения, формирование границ комплексного развития, а также координация разработки и реализации документации по планировке территорий производственного, научного и складского функционального назначения позволяют создать благоприятные условия для развития научного и промышленного потенциала Москвы, современных промышленных кластеров.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства, промышленных предприятий, научных, инновационных и инжиниринговых организаций, осуществляющих приоритетные виды деятельности, облегчение доступа к финансовым ресурсам предполагает предоставление субсидий из бюджета города Москвы вышеуказанным организациям, содействие развитию микрофинансовой деятельности, кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, а также поддержку приоритетных промышленных проектов, реализуемых на территории города Москвы.

Профессиональная навигация молодежи и организация дополнительного профессионального образования для работников субъектов малого и среднего предпринимательства, промышленных предприятий и инновационных организаций осуществляется за счет организации обучения работников субъектов малого и среднего предпринимательства, промышленных предприятий и инновационных компаний, а также граждан, изъявивших желание вести предпринимательскую и инновационную деятельность, работников инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; реализации Президентской программы по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

Реализация специализированных проектов, направленных на развитие предпринимательской, промышленной, научной и инновационной деятельности, включает в себя популяризацию производственной и инновационной инфраструктуры как мест приложения интеллектуального труда, организацию отраслевых конкурсов, соревнований и олимпиад, предоставление премий и грантов молодым ученым, реализацию единой стратегии взаимодействия со средствами массовой информации и интернет-сообществом, развитие детского и молодежного научно-технического творчества, в том числе на базе технопарков.

Развитие конгрессно-выставочной деятельности в городе Москве включает в себя привлечение крупных международных мероприятий, конгрессов и съездов международных ассоциаций, формирование имиджа города Москвы как одного из деловых центров Европы.

Совершенствование государственного регулирования предпринимательской, промышленной и инновационной деятельности предполагает совершенствование законодательства в целях повышения инвестиционной привлекательности промышленного комплекса города Москвы, сокращение административных и правовых барьеров для деятельности высокотехнологичных и инновационных компаний, оптимизацию количества процедур и сокращение сроков, связанных с открытием бизнеса и ведением предпринимательской деятельности.

 

В рамках реализации мероприятий Государственной программы предусматриваются следующие меры государственной поддержки:

- освобождение от уплаты налога на имущество организаций государственных учреждений города Москвы и муниципальных учреждений в соответствии с Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций";

- предоставление налоговых льгот для резидентов, управляющих компаний технопарков, индустриальных (промышленных) парков, промышленных комплексов города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 7 октября 2015 г. N 52 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций - субъектов инвестиционной деятельности, управляющих компаний технопарков и индустриальных (промышленных) парков, якорных резидентов технопарков и индустриальных (промышленных) парков", Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", Законом города Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге";

- понижение ставки арендной платы за земельные участки в целях реализации мер государственной имущественной поддержки хозяйствующих субъектов в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве";

- установление минимальной ставки арендной платы за нежилые помещения в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы";

- применение корректирующих коэффициентов к рыночной ставке арендной платы за нежилые помещения в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы".

Оценка применения мер государственного регулирования по годам реализации Государственной программы представлена в приложении 5 к Государственной программе.

 Полный текст Государственной программы города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" вы можете получить по ссылке.

 

 


Подписаться на рассылку

2012-2017 © ГБУ «МБМ».  Политика конфиденциальности.

+7 (495) 225-14-14 info@mbm.ru Горячая линия